Энтомологический кружок А. Куприянова » Библиотека » Разработка домашних страниц
Первое | Второе | Handouts | Ссылки
Не пугайтесь, ваш браузер не сломался. Просто с этой страницы удалено почти все лишнее. Идея создавать страницу, в коде которой совсем не было бы команд, которых мы еще не проходили, не кажется мне продуктивной и даже просто здравой. Вместе с тем, я постарался свести количество команд к необходимому минимуму. Будьте готовы к тому, что ситуация будет меняться по мере того, как мы будем двигаться дальше.
Вопрос не имеет однозначного ответа. Могу поделиться тем, зачем мне была нужна страничка энтомологического кружка, в онлайновой библиотеке которого мы сейчас находимся.
Конечно, для рекламы этого замечательного заведения (и самого себя, разумеется). К счастью, это не было единственной побудительной силой.
Затем, лично для меня не менее важна коллекция ссылок на энтомологические ресурсы интернета. Их сейчас там от 150 до 200, точно посчитать трудно. Понятно, что для поиска информации в интернете можно пользоваться поисковыми роботами (например, yandex.ru или google.com). Однако личная коллекция ссылок очень помогает в работе. Например, сейчас я собрал ссылки на все важнейшие интернет-ресурсы по бабочкам территорий, сопредельных Северо-западу России (списки видов, обитающих в конкретных местностях, атласы с фотографиями и рисунками, по которым можно узнать название бабочки, которую вы поймали, и т.д.). Когда мне нужна справочная информация, я вместо поискового робота иду прямиком на страницу ссылок и оттуда--сразу туда, куда мне нужно. То же самое делают школьники и студенты, занимающиеся в нашем кружке другими насекомыми (жуками, мухами, осами и т.п.) или пауками. Посещают ее и другие энтомологи России и других стран. Ваша личная коллекция ссылок спасает от необходимости рыться в огромном количестве всякого мусора, приносимого поисковыми роботами. Это--ваш личный информацонный портал для странствий по интернету, доступный вам в любой точке земного шара, в которой есть доступ к сети.
Домашняя страница--удачное место для обнародования разного рода научных, публицистических и художественных текстов, рисунков и фотографий. Если вы написали, нарисовали или сфотографировали что-то такое, что считаете нужным показать миру, домашняя страница всегда к вашим услугам. С созданными вами текстами, рисунками, фотографиями сможет ознакомиться огромное количество читателей и зрителей.
Делитесь знаниями. Не прячьте их. Тогда, помимо решения задач чисто рекламного свойства, ваша страница окажется полезной людям.
Помимо насыщенности полезной для вас и других информацией, страница должна быстро грузиться, иметь понятную структуру, хорошо читаться разными браузерами, не быть совершенно безобразной. Это уже немало и дается совсем не просто.
Не все перечисленное полностью зависит от вас (например, на скорость загрузки влияет качество связи компьютера, за которым сидит пользователь, с интернетом и скорость работы сервера, на котором размещена страница), но вы должны стремиться к тому, чтобы сделать хотя бы то, что от вас зависит. Мудрая поговорка по случаю: "наше дело прокукарекать, а там хоть не рассветай" (должна толковаться в бодро-оптимистическом ключе).
Запомните: одно дело--иметь необходимый минимум знаний, дающий вам возможность создать домашнюю страницу, другое дело--суметь воспользоваться этими знаниями и создать ее.
Чтобы у вас появилась возможность создать домашнюю страницу, отвечающую изложенным выше требованиям, хорошо бы (хотел бы сказать: "необходимо", но, увы, это не так) изучить основы:
Все перечисленное в пунктах 1-4 нужно знать для того, чтобы разработанные вами страницы были понятны компьютеру и чтобы они выглядели так, как вы считаете нужным.
Основы web-usability нужно знать для того, чтобы домашняя страница, которую вы создаете, была понятна людям и удобна в пользовании.
Чтобы создать страницу и поддерживать ее, необходимо правильно организовать свою работу. Об этом мы тоже обязательно поговорим, как только изучим все вышеперечисленное.
Начнем по порядку.
HTML (Hypertext Markup Language)--язык, придуманный для логической разметки гипертекстовых документов. Произносится (для тех, кто не учил английского) "эйч-ти-эм-эль". Мне хотелось бы верить, что слово "эйч-ти-эм-эль" мужского рода, как и русский перевод "язык" английского "language", который подарил аббревиатуре HTML последнюю букву. Как и все уважающие себя языки HTML стремительно развивался, пока последняя версия (4.01) не стала последней. Консорциум W3, занимавшийся координацией усилиий по разработке HTML, решил, что дальше HTML развивать смысла не имеет и пора вводить новый стандарт XHTML. На том уровне, на котором мы будем обсуждать HTML в этом руководстве, отличия от XHTML того же уровня незначительны. Они будут оговорены на втором занятии.
CSS (Cascading Style Sheets)--язык, придуманный для для описания того, как размеченные при помощи HTML или XHTML документы должны выглядеть при интерпретации их визуальными агентами. Произносится (для тех, кто не учил английского) "си-эс-эс". Я употребляю "си-эс-эс" как существительное женского рода, поскольку привык к его русскому переводу "каскадируемая таблица стилей". Самая свежая версия CSS--2.0, однако мы вряд ли приблизимся к пределам его возможностей, поэтому отличия от 1.0 и даже более ранних разработок будут малозаметны.
Визуальные агенты--это не вы, мои читатели. Визуальные агенты--это программы в компьютере (или в мобильном телефоне, или кто его знает, в чем там еще), которые показывают вам тот текст, который вы сейчас читаете. Эти программы отличают заголовки от абзацев (параграфов) текста, показывают заголовки разных уровней шрифтами разного размера и начертания, отделяют абзацы друг от друга и от заголовков пустой строкой. Делают они все это потому, что в тексте присутствует невидимая вам теперь, после интерпретации визуальными агентами, разметка. Эта разметка и содержит информацию о логической структуре документа.
Почему я заладил о "визуальных" агентах? Потому что есть еще звуковые интерпретаторы HTML, а есть и интерпретаторы, работающие на основе азбуки Брайля для слепых.
Это любой документ (осмысленный текст), в котором имеются ссылки на другие документы.
Вы наверняка неоднократно сталкивались с гипертекстовыми документами. Однако, подобно господину Журдэну в комедии Мольера "Мещанин во дворянстве", который и не подозревал, что говорит прозой, вы не замечали этого, потому, что не знали, что такое гипертекст. Предыдущая фраза как раз и была примером ссылки, которая превратила документ, который вы сейчас читаете, в гипертекстовый документ. Гипертекст--это сверх-текст, состоящий, с момента появления этой ссылки, из двух текстов: документа, который вы сейчас читаете, и комедии Мольера. Теперь у вас есть возможность пойти в библиотеку и посмотреть, что я имел в виду, или вспомнить соответствующее место из Мольера самостоятельно.
HTML был придуман для того, чтобы не надо было, натыкаясь на ссылку (или, как ее еще называют, гиперссылку), бежать в библиотеку или рыться в памяти. Теперь достаточно "нажать" на ссылку мышью (или, добравшись до ссылки курсором, нажать на "Enter") и перед нами--документ, на который мы только что ссылались.
Теперь настала пора узнать про необходимый минимум элементов HTML. Чтобы сделать это, перейдем к следующему файлу, для чего воспользуемся гиперссылкой.
© Алексей Куприянов, 2003